Агния Барто. Стихи для детей.

 

Агния Барто

Стихи для детей

ИСКАТЬ НА OZON.RU

зеркало сайта: gatchina3000.ru/literatura/agniyabarto

Агния Барто «Стихи детям»
Содержание

с комментариями

Стихи детям
о творчестве ◦ статьи о ◦ биография
Агнии Львовны Барто





 
Глава "Дневники 1974 года. Часть 14" из раздела Записки детского поэта. Книга Агнии Барто "Записки детского поэта" охватывает разные стороны жизни. Наблюдения автора выходят далеко за рамки чисто литературных проблем, её внимание сосредоточено главным образом на проблемах нравственных. Наряду с записями о поэзии для детей, о работе с молодыми поэтами, о воспитании, о тревогах родителей, об отношениях отцов и детей в книге затронуты вопросы сложных человеческих взаимоотношений, любви, жизни и смерти.
 
Дневники 1974 года
Часть 14

Смотрю на высокий дуб за окном и качаю головой. Неужели ничего нельзя придумать — химический состав какой-нибудь?

В начале лета с дубов свисали на длинных невидимых нитях извивающиеся гусеницы, а в конце лета вывелись тучи серо-зеленых мотыльков, похожих на крупную моль, и вьются вокруг ветвей, проедают листья. Красавец дуб должен гибнуть из-за них! Говорят, с вертолетов опрыскивать нельзя, опасно для птиц.

А сегодня утром смотрю — вокруг нашего дуба летают, носятся стаи ворон, снуют по веткам. Оказывается, они поедают эту чертову моль. Отлично! Но вороны-то каркают, орут! Работать невозможно! И я возмущенно кричу: «Ишь, налетели!»

Все-таки трудно угодить человеку!

Больше года пишу прозу и поневоле отстраняю от себя строчки стихов. Если начну думать и работать над ними, мне трудно будет снова настроиться на волну прозы. Не дано мне быть «многостаночницей». А вообще-то если говорить о самом процессе работы, то у стихов, честное слово, бесспорное преимущество перед прозой. Начать с того, что проза привинчивает тебя к столу, сидишь часами на одном месте, безжалостно исписываешь листы бумаги, путаешься в бесконечных вариантах, причем нужные листки имеют обыкновение куда-то исчезать. Совсем иное — стихи! Еще когда моя дочь была маленькой, мы шли с ней по улице, и она спросила о чем-то меня.

—  Подожди, я пишу,— сказала я.

—  Как же ты пишешь, когда ты гуляешь?

Стихи дают полную свободу движения, где застанут тебя строчки, там и пиши: сидя, стоя, лежа. И бумаги пока мне не нужно, строчки сначала обкатываются в голове. Конечно, есть и прозаики, которые не только рассказы, но и свои романы от строчки до строчки складывают в голове. Но меня проза усаживает за стол...

Пока не кончу «Записки детского поэта», я со стихами в разлуке!

Перечитала последнюю запись и насторожилась: не получается ли, что пишу стихи на ходу, с легкостью? Бывают, конечно, такие счастливые минуты, но бывает и по-другому: чем бы я ни занималась, где бы ни была, строчки не отпускают, не уходят из головы, но по-своему выразить мысль все не удается. А если строчки уходят от меня, возникает тревога: не навсегда ли я утратила способность писать стихи? В молодости наивно уговаривала себя, когда мне не писалось; я и не хочу сейчас работать, отдыхаю.

В детстве она была упрямой. Однажды за обедом дедушка сказал:

—  Моя внучка не хочет киселя.

—  Не хочу,—ответила она.

—  Дедушка пошутил! — засмеялись взрослые. Но она вскочила с места и, громко стукнув дверью, выбежала из комнаты.

Ее наказали, поставили в угол. Она стояла не шелохнувшись, с сухими глазами.

—  Теперь можешь выйти,— разрешила мама.— Выходи из угла, слышишь?

—  Не выйду. Всю жизнь буду тут стоять. Начались упреки, уговоры. Мать взяла ее за руку и

вывела из угла. Она пыталась встать туда снова.

—  Оставьте ее,— сказал дедушка,— у нее есть характер, она не простоит всю жизнь в углу.

Не перестаю восторгаться Ренаром, тонкостью его иронии, глубиной человечности:

«Писать для детей охотничьи рассказы от имени зайца». «Знаю лишь одну истину: труд — единственное счастье человека. Верю лишь в эту истину и все время ее забываю».

Не согласна только с одним: «Мучиться от одиночества и искать его». Писатель ищет не одиночества, а уединения.

У нас много пишут о вежливости. Я отдала дань этой теме в стихах разных лет. Теперь даю заочные уроки вежливости неизвестным гражданам. По телефону. Здесь у меня большой простор для деятельности, потому что многие неверно набирают номер и часто попадают не по адресу.

Снимаю трубку и слышу:         

—  Дайте Сучкову!

—  Стоило бы сказать «пожалуйста». И вы неправильно набрали номер,— говорю я назидательно.

Другой звонок:

—  Мне Кротона надо!

—  Наберите еще раз номер и попросите повежливее,—

продолжаю я заочное воспитание.

И ведь действует! Кто-то потребовал:

—  Ирину! Привычно повторяю:

—  Наберите правильный номер и попросите повежливее.

Через минуту — тот же голос, но уже с иной интонацией:

—  Скажите, пожалуйста, какой ваш номер телефона? Я прошу Ирину Николаевну..-

—  Вы ошиблись, к сожалению...

—  Опять ошибся? Извините!

Нашла в папке с черновыми вариантами несколько строчек о том, как дети представляют себе одиночество. Неожиданно дописала стихотворение:

Одиночество

 
Нет, уйду я насовсем!
То я папе надоем:
Пристаю с вопросами,
То я кашу не доем,
То не спорь со взрослыми.

Буду жить один в лесу,
Земляники запасу.

Хорошо жить в шалаше,
И домой не хочется.
Мне, как папе, по душе —
Одиночество.

Пруд заглохший я найду
В чаще, спрятанный,
Разговоры заведу
С лягушатами.

Буду слушать птичий свист
Утром в перелеске.
Только я же — футболист,
А играть-то не с кем!

Хорошо жить в шалаше.
Только плохо па душе.

Лучше я в лесной глуши
Всем построю шалаши!
Всех мальчишек приглашу,
Всем раздам по шалашу.
Папе с мамой напишу,

Разошлю открытки всем:
Приходите насовсем!

Солнце нынче такое щедрое, что птицы очень рано начали свой трудовой день, щебечут на все лады. И дети встали от волнения чуть не вместе с птицами. Первое сентября.

Еду по Подмосковью, пытаюсь еще раз обдумать, что буду говорить на заводе, где мне предстоит выступить, но никак не могу сосредоточиться. И в Перхуш-кове, и в Одинцове, и в Кунцеве по всем дорогам идут дети. Вспоминаю Багрицкого:

 
Пионеры Кунцева,
Пионеры Сетуни,
Пионеры фабрики Ногина...

Идут дети, хочется на них смотреть. И Москва вся в пионерских галстуках, белых школьных фартуках и разноцветных ранцах. Праздник! Детей поздравляют прохожие па улице и, конечно, в школах перед началом занятий. Но поздравляют иногда слишком долго.

—  Первоклассник-то наш взопрел! — говорит чья-то бабушка.

И впрямь нелегко первоклассникам выстоять весь торжественный митинг перед первым звонком. Ранцы с книгами тяжелые, оттягивают плечи, в руках у всех букеты или горшки с цветами, а понять сложно, что говорят многочисленные ораторы.

Маленькую первоклассницу расспрашивают дома:

—  Ну как, понравилось тебе в школе?

—  Очень! — говорит она.—Только самый первый урок скучный, который до звонка был...

—  Что ты киснешь? Чем ты расстроен? — спрашивает отец сына-первокурсника.

—  Да нет... Все нормально... С чего ты взял?

—  Я же вижу. Молчание.

—  Просто мне... скучно,— говорит юноша. Отец встревожен; не депрессия ли у парня?

—  Скучно? Но у тебя есть товарищи! Тебе с ними разве неинтересно?!

Молчание.

Теперь отец настораживается: не высокомерие ли это?

—  Что тебе в них не нравится?

—  Они мне нравятся... я сам себе не нравлюсь.

—   С чего бы?

— Такой ли я способный, как считали в школе? Не знаю, что я могу.

Тревоги современных юношей глубже и чище, чем нам иногда кажется.

Поэты жадны до разговоров о стихах. В особенности о своих. На днях с Берестовым читали мы друг другу стихи до часа ночи, а вчера молодой Игорь Мазнин пришел со своими стихами. Читали, беседовали чуть не до четырех утра.

Поэзию Берестова я давно люблю, а новые стихи Мазнина были для меня неожиданностью, некоторые показались интересными, многообещающими. Есть у него стихотворения, которые как бы опровергают иных молодых литераторов, утверждающих, что в детской поэзии все темы уже «разобраны» первооткрывателями, мастерами. Сколько написано о весне, а Мазнин пишет свою «Весну», и звучит она свежо, не «вторично».

Весна

 
С чего это всюду
Такое веселье,
Такое —
С зари до зари
Торжество?
С того,
Что справляют
Скворцы новоселье.
И только всего-то?
И только всего.

С того,
Что несется
Невзрачный
Бумажный
По речке ожившей
Кораблик
Отважный,
А волны и ветер
Качают его...
И только всего-то?
И только всего.
И только всего,
Что, как прежде красна,
Пришла,
Прилетела,
Вернулась весна.

На мой взгляд, Игорь Мазнин талантливый поэт.

 
И только всего-то?
И только всего.

Главы
раздела
Записки детского поэта:

Дневники 1974 года. Часть 1
У кого я училась писать стихи
Великие о детях
В защиту Деда Мороза
Дневники 1974 года. Часть 2
В революционной Испании
Дневники 1974 года. Часть 3
По ходу дела...
Дневники 1974 года. Часть 4
Разыгрываю Андроникова
Отдельный разговор
Дневники 1974 года. Часть 5
На букву Л
Дневники 1974 года. Часть 6
Годы войны
Дневники 1974 года. Часть 7
Огнеопасный материал
Аркадию Гайдару - 70 лет
Дневники 1974 года. Часть 8
Послесловие к девяти годам жизни
Дневники 1974 года. Часть 9
Тридцать два солнца
Дневники 1974 года. Часть 10
Из греческих тетрадей
Дневники 1974 года. Часть 11
После Михайловского
Операция Нафталин
Дневники 1974 года. Часть 12
Знакомство
Дневники 1974 года. Часть 13
О друзьях. Ваш Лев Кассиль
Многое она еще могла бы...
Он был таким, как его поэзия
Две Евгении
Дневники 1974 года. Часть 14
Бразильские записки
Дневники 1974 года. Часть 15


 
 
 
   
Rambler's Top100