Агния Барто. Стихи для детей.

 

Агния Барто

Стихи для детей

ИСКАТЬ НА OZON.RU

зеркало сайта: gatchina3000.ru/literatura/agniyabarto

Агния Барто «Стихи детям»
Содержание

с комментариями

Стихи детям
о творчестве ◦ статьи о ◦ биография
Агнии Львовны Барто





 
Глава "Огнеопасный материал" из раздела Записки детского поэта. Книга Агнии Барто "Записки детского поэта" охватывает разные стороны жизни. Наблюдения автора выходят далеко за рамки чисто литературных проблем, её внимание сосредоточено главным образом на проблемах нравственных. Наряду с записями о поэзии для детей, о работе с молодыми поэтами, о воспитании, о тревогах родителей, об отношениях отцов и детей в книге затронуты вопросы сложных человеческих взаимоотношений, любви, жизни и смерти.
 
Огнеопасный материал

Часто спорим мы с художником Виталием Горяевым о том, кому легче собирать материал. Конечно, каждый из нас считает, что легче другому, но я все-таки художникам завидую. Разве не завидно? Вот, например, в поездке: только вошел художник в вагон, он уже достает альбом и рисует. В незнакомом городе я еще оглядеться не успею, а у художников уже блокноты полны зарисовок, набросков к будущей работе. Но бывает, что материал искать не надо, он тебя находит сам и ведет себя по-хозяйски: властно вытесняет все, чем ты в данный момент увлечен, и завладевает тобой полностью. Так было в прошлом году, когда в ответ на два моих стихотворения, напечатанные в «Пионерской правде», сразу пришло более трехсот писем от школьников. Видимо, на откровенность их вызвала морально-нравственная тема стихов. Школьники разных возрастов горячо писали о себе, о своих товарищах, о дружбе, которая в юные годы так волнует человека. Но не эти хорошие письма увели меня от книги, над которой работала я в то время, а другие, те, что вызывали мою не малую тревогу. Справедливость требует рассказать о тех и других. Из писем:

«Не знаю, каким я буду, но только не грязным внутри». «Я люблю ребят доверчивых, а не таких, которые правду считают ложью!»

«Он двоечник, но в нем есть что-то настоящее»,

«У меня хороший друг, у него отличный глазомер, он будет артиллеристом».

«Мы все вместе добились, чтобы в нашем классе кончилась безобщественность».

«Мы с подругой любим лес... В лесу мы фантазируем, что высокие деревья — это пограничники, они охраняют нашу землю».

«Я давно хочу дружить с одним мальчиком, но мальчишки из нашего класса считают, что девочки отсталые от жизни. Мы не соглашаемся».

«Я дружила с мальчиком, потом мы поссорились. Я думала, что навсегда и жизнь моя замкнулась». (Как хорошо, по-своему, сказано: «жизнь замкнулась».)

Иногда школьники остро размышляют о взрослых: «Почему она кивает головой в знак согласия, а я ведь знаю, что в душе она не согласна».

«Он неглупый, но не имеет своего мнения, из-за этого его можно приравнять к дураку».

«Как ему не противно жить, отмалчиваясь?»

Светлые письма и вдумчивые. Дети стали гораздо раньше задумываться о многом, глубже оценивать свои поступки. Пользуясь пионерской терминологией, я назвала такие письма «правофланговые».

Но рядом с «правофланговыми» читаешь и такое:

Из писем:

«у нас двоечник Соколов. Про него поместите в «Пионерскую правду», а моей фамилии не называйте. Так надо».

«Мы будем разбирать их на пионерском сборе, и я вам все плохое про них подробно напишу. Только мою фамилию не публикуйте, а то они меня съедят».

«Я могу еще и похуже о нем сказать, только пишите мне на домашний адрес».

«Пусть им будет позор, мыбудем рады. Коля С».

Так иногда с детства обнаруживаются два противоположных типа: одни пишут, что в классе у них есть «гигантский» лентяй или девочка «с неправильным характером», спрашивают совета, что с ними делать, но при этом их имен не называют, а свое имя подписывают полностью. Другие — наоборот: называют имя «отрицательного персонажа», а сами не подписываются. Один борется со злом открыто, потому что хочет уничтожить само зло. Ну, а другой — в сущности будущий доносчик, аноним, которому важно свести личные счеты. На мой взгляд, все это становится не менее, а более серьезным, когда происходит в чистой и здоровой ребячьей среде. Настораживает и другое: дружба по принципу: я — тебе, ты — мне.

Из писем:

«Меня в классе замечают только в день контрольной, потому что я могу пригодиться по математике. В другие дни я никому не нужна».

«Он зря дружить не будет, только с теми, кто имеет в классе

А чего стоит такое заявление: «Я звеньевая, но спросите хоть кого из девочек, я держусь с ними наравне>!

Люди в нашей стране стали жить лучше, но как досадно, что вместе с достатком в иную семью приходит мещанство и во главу угла ставится добро не душевное, а то, которое наживают,— «вещички». Чрезмерное к ним стремление нередко оборачивается человеку во вред, особенно юному человеку.

Из писем:

«Многие девочки дружат только с теми, кто красиво одевается, и насмехаются над другими. Я думаю, вы поймете, что другим это неприятно?»

«Чтобы найти себе подругу, она наряжалась в самые красивые вещи».

«Ее только и связывают с девочками вещички». «Она сказала, что будет дружить только с тем, у кого есть что-то замшевое. А у меня такого нет. И наша дружба порвалась».

Справедливо некоторые врачи считают, что если ребенок нервный, надо прежде всего лечить его родителей. «Замшевые» девочки — порождение «замшевых» мам. Бывают и «замшевые» папы. А ведь и для «акселерированного» ребенка взрослый остается авторитетом как в хорошем, так, к сожалению, и в плохом.

Долго я думала, что мне делать с этим огнеопасным материалом, как ответить своим юным корреспондентам? Хотела было выступить с открытым письмом в «Пионерской правде», но с первых строк устрашилась, что мне не удастся преодолеть назидательность.

— Надо отвечать сатирическими стихами! — поняла я. Подростки часто охладевают к поэзии, чтобы либо вернуться к ней в юности, либо совсем не вернуться. Но сатиру и они продолжают любить, потому что в ней мысль дается остро, весело, без назидательного нажима. Семь моих сатирических стихотворений — ответ на пионерские письма — были напечатаны в «Пионерской правде», Газета вывешивается во всех школах, и на разворот со стихами вскоре стали приходить новые письма. Я вновь смогла убедиться в действенности сатирического жанра.

Огнеопасное содержание многих писем не отпускало меня мысль все кружилась вокруг проблем нравственности и привела меня в детский театр. Мне захотелось увидеть живую реакцию школьников на разоблачение того что порой мешает росту души. И я написала сатирическое представление «В порядке обмана». Сыграет ли оно свою роль?

Главы
раздела
Записки детского поэта:

Дневники 1974 года. Часть 1
У кого я училась писать стихи
Великие о детях
В защиту Деда Мороза
Дневники 1974 года. Часть 2
В революционной Испании
Дневники 1974 года. Часть 3
По ходу дела...
Дневники 1974 года. Часть 4
Разыгрываю Андроникова
Отдельный разговор
Дневники 1974 года. Часть 5
На букву Л
Дневники 1974 года. Часть 6
Годы войны
Дневники 1974 года. Часть 7
Огнеопасный материал
Аркадию Гайдару - 70 лет
Дневники 1974 года. Часть 8
Послесловие к девяти годам жизни
Дневники 1974 года. Часть 9
Тридцать два солнца
Дневники 1974 года. Часть 10
Из греческих тетрадей
Дневники 1974 года. Часть 11
После Михайловского
Операция Нафталин
Дневники 1974 года. Часть 12
Знакомство
Дневники 1974 года. Часть 13
О друзьях. Ваш Лев Кассиль
Многое она еще могла бы...
Он был таким, как его поэзия
Две Евгении
Дневники 1974 года. Часть 14
Бразильские записки
Дневники 1974 года. Часть 15


 
 
 
   
Rambler's Top100