Агния Барто. Стихи для детей.

 

Агния Барто

Стихи для детей

ИСКАТЬ НА OZON.RU

зеркало сайта: gatchina3000.ru/literatura/agniyabarto

Агния Барто «Стихи детям»
Содержание

с комментариями

Стихи детям
о творчестве ◦ статьи о ◦ биография
Агнии Львовны Барто





 
Глава "Дневники 1974 года. Часть 3" из раздела Записки детского поэта. Книга Агнии Барто "Записки детского поэта" охватывает разные стороны жизни. Наблюдения автора выходят далеко за рамки чисто литературных проблем, её внимание сосредоточено главным образом на проблемах нравственных. Наряду с записями о поэзии для детей, о работе с молодыми поэтами, о воспитании, о тревогах родителей, об отношениях отцов и детей в книге затронуты вопросы сложных человеческих взаимоотношений, любви, жизни и смерти.
 
Дневники 1974 года
Часть 3

Творческое счастье? В чем оно заключается? Прежде всего в самой работе над каждой новой строчкой. Но счастье это неустойчиво. Бывает так: пока пишешь, кажется, что все удается, а наутро прочтешь то, чему радовалась накануне, и - хоть плачь! Но есть и другое творческое счастье, более прочное, иногда я испытываю его целую неделю - Неделю детской книги. Вы ступаешь перед детьми, и бывает достаточно произнести первые строчки стихотворении, как зал дружно читает дальше наизусть. Автору остается только молчать и радоваться.

Всегда хочу проверить - запомнили дети мои новые стихи, опубликованные, скажем, в 'Пионерской правде' (тираж ее огромен)? Говорю детям: если вы знаете это стихотворение, читайте его вслух. Всякий раз с волнением жду - подхватит зал начальные строки новых стихов? Подхватит или раздадутся только отдельные голоса? Если и таких не услышишь, значит, счастье не состоялось.

***

Счастье для поэта, когда во время работы точные слова приходит к нему сами. Встанет слово на свое место в строке и не качается. Думая о точности, всегда вспоминаю Бориса Леонидовича Пастернака. Позвонил он по телефону и не то чтобы путано, но не сразу понятно для собеседника спросил:

- Мне кажется, я не ошибаюсь... это ваши стихи мне прислали на моем переводе?.. Из детского издательства?

Оказалось, что на присланных гранках был набран перевод Пастернака, а на обороте крест-накрест перечеркнутые мои стихи, уже вышедшие в свет. Так делалось для экономии бумаги.

Конечно, мне было дорого, что Борис Леонидович прочел стихи и понял, что они мои. Но вот что я вдруг услышала от него:

- Знаете... вы работаете как жонглер.
У меня оборвалось сердце. Что он имеет в виду? Я жонглирую словами?

- Почему вы так говорите? - спросила я упавшим голосом.

- Потому что жонглер... он всегда работает точно,- сказал Борис Леонидович. И сложно, с паузами, стал объяснять мне свою мысль: если жонглер роняет атрибуты, с которыми работает, то происходит это на глазах у зрителей, и жонглер с упорством повторяет все сначала, пока не добьется полной точности. А когда у поэта 'валятся строки', то не всякий читатель замечает, а иногда не замечает и сам поэт.

Долго я сомневалась: включать ли в книгу эту дневниковую запись - слова Бориса Леонидовича, сказанные мне,- но решилась: мысль Пастернака настолько своеобразна, что нельзя оставить ее запертой в личном дневнике.

***

Не раз я замечала, что случайно сказанное слово или прочитанные в книге строчки вдруг высветят давние кадры твоей жизни и откроют для тебя их иной, более глубокий смысл.

Однажды в клубе писателей подошел ко мне Алексей Николаевич Толстой и сказал:

- У тебя, говорят, есть стихотворение о сверчке?

- Есть! - удивилась Я.

- Прочти его мне, а?

Я охотно согласилась, нашла комнату, где никого не было, Алексей Николаевич сел в кресло, и я ему прочла:

 
Папа работал,
Шуметь запрещал...
Вдруг
Под диваном
Сверчок
Затрещал.

Ищу под диваном -
Не вижу сверчка,
А он, как нарочно,
Трещит с потолка.

То близко сверчок,
То далеко сверчок,
То вдруг застрекочет,
То снова молчок.

Летает сверчок
Или ходит пешком?
С усами сверчок
Или с пестрым брюшком?

А вдруг он лохматый
И страшный на вид?
Он выползет на пол
И всех удивит.

Петька сказал мне:
- Давай пятачок,
Тогда я скажу тебе,
Что за сверчок.

Мама сказала:
- Трещит без конца!
Выселить нужно
Такого жильца!

Везде мы искали,
Где только могли,
Потерянный зонтик
Под шкафом
Нашли.

Нашли под диваном
Футляр от очков,
Но никаких
Не поймали
Сверчков.

Сверчок -невидимка,
Его не найдешь,
Я так и не знаю,
На что он похож.

Алексей Николаевич слушал с детским вниманием, и я ждала, что он скажет. Но он сидел молча, задумавшись. Потом произнес громко, отчетливо, своим высоким голосом:

- 'Везде мы искали',- и сказал, поднявшись с кресла: - У меня был сверчок.

Больше ничего не добавил. Я хотела попросить: расскажите, Алексей Николаевич... но кто-то заглянул в комнату, позвал его.

И вот вчера в книге о6 А. Н. Толстом, в воспоминаниях Н. В. Толстой-Крандиевской, читаю:

'...Мы жили на Оке, возле Тарусы... По вечерам... когда на столе зажигали лампу и над абажуром кружились ночные бабочки, вылезал откуда-то сверчок, похожий на маленький сухой сучочек. Он садился всегда на одно и то же место, около чернильницы, и помалкивал. Когда же в стуке машинки наступали долгие паузы и Толстой в тишине обдумывал еще не написанное, сверчок осмеливался напомнить ему о своем присутствии. Возьмет вдруг и стрекотнет, и опять замолчит надолго.

- Это он те6я стесняется, - говорил Толстой, - а ко мне он уже привык. Мы - друзья'.

По словам Крандиевской, Алексей Николаевич часто вспоминал этого сверчка, его не хватало Толстому, когда он был далеко от России.

Через годы и годы поняла я смысл давней просьбы Алексея Николаевича.

***

Во время веселого спектакля люблю смотреть на зрителей. И не только в детском театре. Радостно видеть, как хохочут взрослые. На представлении в Театре эстрады, где выступал Аркадий Райкин, я, хохоча от души, нет-нет да и поглядывала на других хохочущих, и возникало теплое чувство о6щности с незнакомыми людьми. Единое настроение зала роднило зрителей. Искусство Аркадия Райкина, его мгновенные перевоплощения, переходы от острой сатиры к лиричности и даже драматизму действуют ошеломляюще. Не могу найти другого определения.

Это о6 Аркадии Райкине, а теперь об одном из его зрителей.

Молодой человек, сидевший передо мной, проявлял свои чувства так: он то сгибался от хохота, то раскачивался из стороны в сторону, хватался за голову от восторга, то, подняв обе руки высоко над головой, аплодировал, подскакивая как на пружине, то в изнеможении откидывался на спинку кресла.

Пришлось мне приноровиться к нему и тоже раскачиваться то влево, то вправо, выпрямляться, тянуться вверх, чтобы увидеть Аркадия Райкина. Женщина, сидевшая за мной, также была вынуждена наклоняться, выпрямляться и раскачиваться, что6ы увидеть Райкина. Та же судьба, наверно, постигла зрителей, сидевших в затылок друг другу, в последующих рядах: они, видимо, тоже наклонялись, качались, выпрямлялись.

Когда сзади меня раздался ропот, я осторожно дотронулась до плеча молодого человека и сказала:

- Извините... Вы мешаете...

- Кому? - удивленно спросил он.
Был ли он так поглощен искусством, что никого вокруг не видел или попросту привык не замечать ближнего - осталось для меня неясным.

***

 
Есть поговорка: 'Дети -цветы жизни'.
Но есть и другая:
'Это еще цветочки, а ягодки - впереди'.
Горькие эти ягодки - плоды воспитания.

***

Шла домом по Лаврушинскому переулку, ко мне обратилась молодая женщина:

- Не подскажете ли, где тут народный суд Октябрьского района?

Усмехнувшись новому, ходовому обращению: 'не подскажете ли?' - я предложила:

- Пойдемте, суд рядом с нашим домом.

- А недалеко? А то я запаздываю,- оза6оченно сказала женщина и поторопилась о6ъяснить: -Я не судиться, меня народным заседателем выбрали.

- Народным заседателем? Ну тогда желаю вам поменьше трудных дел, а главное, не будьте пассивны, а то некоторые заседатели иногда только головами кивают.

Тут я поймала себя на том, что даю ей советы.

Женщина поглядела на меня с недоумением, наверно, подумала: 'Спросишь - как пройти, а тебя уже учат'.

Некоторое право давать советы у меня все-таки было.

Главы
раздела
Записки детского поэта:

Дневники 1974 года. Часть 1
У кого я училась писать стихи
Великие о детях
В защиту Деда Мороза
Дневники 1974 года. Часть 2
В революционной Испании
Дневники 1974 года. Часть 3
По ходу дела...
Дневники 1974 года. Часть 4
Разыгрываю Андроникова
Отдельный разговор
Дневники 1974 года. Часть 5
На букву Л
Дневники 1974 года. Часть 6
Годы войны
Дневники 1974 года. Часть 7
Огнеопасный материал
Аркадию Гайдару - 70 лет
Дневники 1974 года. Часть 8
Послесловие к девяти годам жизни
Дневники 1974 года. Часть 9
Тридцать два солнца
Дневники 1974 года. Часть 10
Из греческих тетрадей
Дневники 1974 года. Часть 11
После Михайловского
Операция Нафталин
Дневники 1974 года. Часть 12
Знакомство
Дневники 1974 года. Часть 13
О друзьях. Ваш Лев Кассиль
Многое она еще могла бы...
Он был таким, как его поэзия
Две Евгении
Дневники 1974 года. Часть 14
Бразильские записки
Дневники 1974 года. Часть 15


 
 
 
   
Rambler's Top100