Семейное счастье Агнии Барто
«Ну, как я одета?» — Агния повернулась к Домне
Ивановне. «Странно собралась…» — няня сказала свою коронную фразу, окинула
хозяйку взглядом с ног до головы и пошла прочь по длинному
коридору квартиры. Ее мнение было важно для Агнии. Она долго смотрела
на себя в зеркало, пытаясь понять, что имела в виду Домна
Ивановна. Затем сняла с шеи бусы и переодела блузку. «Да, так
можно», — одобрила нянечка. Теперь Агния спокойно могла идти из дома
по делам…
ХОЗЯЙКА квартиры в Лаврушинском переулке Москвы, известная детская
поэтесса Агния Львовна Барто всегда прислушивалась к мнению Домны Ивановны,
работающей няней двух ее детей — сына Игоря и дочки Тани. Самой
Агнии домашними делами заниматься было некогда — писание стихов,
общественная работа и беседы с людьми отнимали много времени. Впрочем,
ее хватало на все. Поэтому муж и дети не могли пожаловаться
на невнимание. Напротив, Агния Львовна всегда очень трепетно и бережно
относилась к своей семье. И ей, несмотря на занятость, удалось
создать свой теплый домашний очаг.
Правда, со второй попытки.
Первый раз Агния вышла замуж рано: в 18 лет. Молодой симпатичный поэт
Павел Барто, у которого были английские и немецкие предки, сразу
понравился талантливой девушке Агнии Воловой. Они оба боготворили поэзию
и писали стихи. Поэтому общий язык молодые люди нашли сразу, но… Ничего,
кроме поэтических изысканий, их души не связывало. Да, у них
родился общий сын Игорь, которого дома все называли Гариком. Но именно друг
с другом молодым родителям вдруг стало неимоверно тоскливо. И они
разошлись. Сама Агния росла в крепкой, дружной семье, поэтому развод
ей дался непросто. Она переживала, но вскоре всецело отдалась
творчеству, решив, что должна быть верной своему призванию.
Отец Агнии, московский врач-ветеринар Лев Волов, хотел, чтобы его дочь стала
известной балериной. В их доме пели канарейки, читались вслух басни
Крылова. Он слыл тонким знатоком искусства, обожал ходить в театр,
особенно любил балет. Вот почему юная Агния пошла учиться в балетное
училище, не смея противиться воле отца. Однако в перерывах между
занятиями она с упоением читала стихи Владимира Маяковского и Анны
Ахматовой, а затем в тетрадку записывала свои творения и мысли.
Агния, по словам ее друзей, в ту пору была внешне похожа
на Ахматову: высокая, со стрижкой каре… Под влиянием творчества своих
кумиров она стала сочинять все больше и чаще.
Поначалу это были стихотворные эпиграммы и зарисовки. Потом появились
стихи. Однажды на танцевальном спектакле Агния под музыку Шопена
со сцены читала свою первую поэму «Похоронный марш». В этот момент
в зал зашел Александр Луначарский. Он сразу разглядел талант Агнии
Воловой и предложил профессионально заняться литературной работой. Позже
он вспоминал, что, несмотря на серьезный смысл поэмы, которую
он услышал в исполнении Агнии, он сразу почувствовал, что она
в будущем будет писать веселые стихи.
Когда Агнии было 15 лет, она устроилась работать в магазин
«Одежда» — слишком уж было голодно. Зарплаты отца не хватало,
чтобы прокормить всю семью. Поскольку на работу брали только с 16 лет,
пришлось солгать, что ей уже 16. Вот почему столетний юбилей поэтессы
многие, зная об этом нюансе, праздновали два раза: в феврале 2006 года
и в феврале 2007-го. Причем последний, получается, наиболее достоверный.
В 1925 г. были опубликованы первые стихотворения Агнии Барто
«Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». За ними последовали «Первое
мая», «Братишки», после публикации которых знаменитый детский писатель Корней
Чуковский сказал, что Агния Барто — большой талант. Некоторые стихотворения
были написаны совместно с мужем. Кстати, несмотря на его нежелание,
она оставила себе его фамилию, с которой и прожила до конца своих
дней. И именно с ней она прославилась на весь мир.
Первая огромная популярность пришла к Барто после того, как увидел свет
цикл поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки» (про бычка, лошадку
и т. д.) — в 1936 г. Книги Агнии стали издаваться
гигантскими тиражами…
СУДЬБА не захотела оставлять Агнию в одиночестве и в один
прекрасный день свела ее с Андреем Щегляевым. Этот талантливый молодой
ученый целенаправленно и терпеливо ухаживал за симпатичной поэтессой.
На первый взгляд это были два совершенно разных человека: «лирик»
и «физик». Творческая, возвышенная Агния и теплоэнергетик Андрей.
Но в действительности создался на редкость гармоничный союз двух
любящих сердец. По словам членов семьи и близких друзей Барто,
за почти 50 лет, что Агния и Андрей прожили вместе, они
ни разу не поссорились. Оба активно работали, Барто часто выезжала
в командировки. Они во всем поддерживали друг друга. И оба стали
известными, каждый в своей области. Муж Агнии прославился на поприще
теплоэнергетики, став членом-корреспондентом Академии наук.
Андрей Щегляев
У Барто и Щегляева родилась дочь Таня, про которую ходила легенда,
что именно она явилась прототипом знаменитого стишка: «Наша Таня громко плачет».
Даже когда дети выросли, было решено всегда жить большой семьей под одной крышей
вместе с женами-мужьями детей и внуками — так хотела Агния.
Особенно сильным это желание стало после того, как внезапно погиб Гарик…
ТРАГЕДИЯ случилась в конце войны. Игорь переходил дорогу, его сбила
машина. Переживания матери, потерявшей ребенка, может понять только мать,
которую постигла такая же утрата. Надо отдать должное силе духа Агнии
Львовны — она не сломилась. Тем более ее спасением было дело,
которому она посвятила свою жизнь. Ведь Барто писала еще и сценарии
к фильмам. Например, при ее участии созданы такие известные ленты, как
«Подкидыш» с Фаиной Раневской, «Алеша Птицын вырабатывает характер». Она
и во время войны занималась активной деятельностью: выезжала на фронт
с чтением своих стихов, выступала на радио, писала для газет.
И после войны, и после личной драмы она не перестала быть
в центре жизни страны.
Позже она явилась автором масштабной акции по поиску родственников,
потерявшихся во время войны. Агния Барто стала вести программу
на радио «Найти человека», где зачитывала письма, в которых люди
делились обрывочными воспоминаниями, недостаточными для официального розыска,
но жизнеспособными для «сарафанного радио». Например, кто-то писал, что,
когда его маленьким увозили от дома, он запомнил цвет калитки
и первую букву названия улицы. Или одна девочка помнила, что жила
с родителями возле леса и папу ее звали Гришей… И находились
люди, которые восстанавливали общую картину. За несколько лет работы
на радио Барто смогла объединить около тысячи семей. Когда программу
закрыли, Агния Львовна написала повесть «Найти человека», которую опубликовали
в 1968 году.
Она очень трепетно и добросовестно относилась к сочинительству.
Когда рождалось новое, пусть даже четырехстрочное стихотворение, Барто
зачитывала его своей семье или звонила друзьям-писателям — Чуковскому,
Кассилю, Фадееву и другим. Если с их стороны звучали критика или
пожелания, всегда прислушивалась и даже переделывала произведение.
ДОМА Барто была главой. Последнее слово было всегда за ней. Домочадцы
ее берегли, не требовали варить щи и печь пироги. Этим занималась
Домна Ивановна. После смерти Гарика Агния Львовна стала бояться за всех
родных. Ей было необходимо знать, где кто находится, что со всеми все
в порядке.
Агния всегда интересовалась воспитанием детей. Она говорила: «Детям нужна вся
гамма чувств, рождающих человечность». Она ходила в детские дома, школы,
много разговаривала с детишками. Разъезжая по разным странам, пришла
к выводу, что у ребенка любой национальности богатейший внутренний
мир. В течение многих лет Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы
и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри.
Стихи Барто переведены на многие языки мира.
Ей было 76, когда она попала в больницу с инфарктом.
Он оказался смертельным… Случилось это 1 апреля 1981 года.
источник: http://gazeta.aif.ru/online/dochki/346/42_01?print Текст: Марина СВЕТЛОВА
|